20 игр по экологии

20 игр по экологии

Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная наша цель – воспитать у детей любовь к природе родного края, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться богатствами многогранной природы. Представляем практический материал для работы с детьми старшего возраста – 20 дидактических игр.

20 игр по экологии подобраны для младшего и среднего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: учить правила поведения в природе.

Ход игры. Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, спичек, топора, сачка, пилы, магнитофона, велосипеда. Дети объясняют, выбрав предмет, почему его нельзя брать в лес.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: учить детей различать признаки времён года; с помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна. На полянке у тропинки пробиваются травинки, с бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит.

Лето. И светла, и широка наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться.

Осень. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, ветер в поле воет, дождик моросит.

Зима. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит, прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка надо льдом блестит.

Дидактическая игра «Природа и человек»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт человеку природа.

Ход игры. Воспитатель проводит беседу с детьми, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется. Например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы созданы человеком. «Что создано человеком?» и бросает мяч. «Что создано природой?» и бросает мяч.

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода» (с мячом)

Цель: закреплять знания детей об объектах природы.

Ход игры. 1вариант-Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «заяц» – «земля» и т.д. 2вариант-воспитатель – «воздух», ребёнок «сорока» и т.д.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры. Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

– Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Моё облако»

Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры. Во время прогулки дети садятся на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями и развивать мышление.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети отвечают:

  • иней летом (не бывает)
  • снег зимой (бывает)
  • мороз летом (не бывает),
  • капель летом (не бывает),
  • летом снег (не бывает),
  • ночью солнце (не бывает) и т.д.

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цель: учить воспринимать поэтический текст, воспитывать эстетические эмоции и переживания, закреплять знания о месяцах каждого времени года и признаках каждого времени года.

Ход игры. Воспитатель: писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихи, а дети должны выделить признаки каждого времени года.

Дидактическая игра «Да или нет?»

Цель: закреплять знания об осенних приметах.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

  • Осенью цветут цветы?
  • Осенью растут грибы?
  • Тучки солнце закрывают?
  • Колючий ветер прилетает?
  • Туманы осенью плывут?
  • Ну а птицы гнёзда вьют?
  • А букашки прилетают?
  • Звери норки закрывают?
  • Урожай все собирают?
  • Птичьи стаи улетают?
  • Часто-часто льют дожди?
  • Достаём ли сапоги?
  • Солнце светит, очень жарко? можно детям загорать?
  • Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Дидактическая игра «Что где растёт?»

Цель: учить понимать происходящее в природе процессы, дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры. Воспитатель называет растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в Воронежской области. Если растут – дети хлопают в ладоши, если нет – молчат.( Растения – яблоня, груша, малина, мимоза, ель, кедр, саксаул, облепиха, вишня, черешня, лимон, апельсин, клён, дуб, баобаб и т.д.)

Дидактическая игра «Угадай, что за растение»

Цель: учить описывать и узнавать растения по описанию

Ход игры. Воспитатель предлагает назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол – берёза, красная с белыми точками шляпка – мухомор, зелёная колючая – ёлка и т.д.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»

Цель: учить описывать растение и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает описать растение или загадать о нём загадку. Дети должны отгадать растения.

Дидактическая игра «Цветы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые цветы.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Ребёнок называет комнатные растения (например, фиалка) и передаёт мяч соседу, следующий ребёнок называет другое растение (например, бегония) и т.д. Кто не сможет ответить выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения и игра продолжается.

Дидактическая игра «Нарисуй отгадку»

Цель: учить разгадывать загадку

Ход игры. Воспитатель, например, с другом изумились мы: яблоки созрели в буйный холод – средь зимы – на колючей ели. Мы сорвать их захотели – мигом фрукты улетели. (Снегири)

Дидактическая игра «Загадки для ушей»

Цель: развивать слуховое внимание, воспитывать любовь к природе.

Ход игры. Прослушивается аудиозапись голосов птиц, пробуем повторить звуки.

.Дидактическая игра «Это правда или нет?»

Цель: учить находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, что не бывает на самом деле. Дети отвечают «да» или «нет».

  • Тёплая весна сейчас виноград созрел у нас.
  • Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
  • Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
  • А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.
  • Быстро дайте мне ответ – это правда или нет.

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимать на ощупь, называть его характерные признаки.

Ход игры. Дети на ощупь называют предмет и его характерные признаки.

Дидактическая игра «Что в корзину мы берём»

Цель: закреплять у детей знание о том, что какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу; сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

Ход игры. Дети под весёлую музыку классифицируют медальоны. ( для подготовительной группы на корзинках надписи – «сад», «огород», «лес», «поле»)

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: классификация овощей.

Ход игры. 2 обруча разных цветов кладут так, чтобы они пересеклись. В один обруч надо положить овощи, у которых идут в пищу корешки, в другой обруч – те, у которых используются вершки. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых в пищу используется и вершки, и корешки (например, лук, петрушка и т.д.).

Дидактическая игра «Съедобные – несъедобные»

Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Ход игры. На столе перед каждым ребёнком лежат картинки-отгадки.

Воспитатель называет гриб или загадывает загадку, дети кладут картинку с изображением названного гриба в нужную корзинку.

Оригинал статьи можно скачать здесь

Статьи по теме можно почитать здесь

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментарий
Ответы...
Показать все комментарии
0
Если вам есть, что сказать - напишите свой комментарийx
Scroll to Top